Часть 1
Решил написать это руководство потому, что не перестаю замечать абсурдных действий рандомных бестолочей на бг.
Эта инструкция относится к общей картине и помогает в более сплоченной игре, но никак не перечит основным тактикам побед; а наоборот - отлично дополняет.
Здесь собраны мои советы и рекомендации, накопленные опытом многолетнего PvP.
Этот гайд стоит воспринимать, как направление мыслей в нужное русло относительно стратегии ведения боя.
Советы\замечания\рекоменда ции будут чаще касаться небольших стычек 2х2 - 5х5.
Тут не будет теории о победах на бг, лишь триксы, проверенные временем.
Гайд рассчитан на новичков и рядовых игроков; знающие геймеры, возможно, тоже почерпнут для себя каплю понимания.
Так же гайд пригодится тем, кто не может определиться, кем играть, если просто хочется побегать на бг и приносить пользу.
Чем больше людей прочитают это руководство по психологии ведения боя, тем быстрее бг превратится из глупого месилова в тактическую стратегию, которую (уж поверьте) отыгрывать намного интереснее.
Вступление
Предлагаю взглянуть на суть бг с другой стороны.
Итак, снимем с себя маску Чака Норриса и спустимся на землю.
В случайной дуэли на бг побеждает не тот, кто больше надамажит, а тот, кто дольше продержится. Отсюда следует что? Для бг нужен свой билд, заточенный под ролплей и выживание.
Не бойтесь экспериментировать с талантами. Кто не знает - в настройках интерфейса, во вкладке "Особые возможности" есть пункт Предпросмотр талантов. Ставите галочку и при свободных очках талантов вместо итоговой ветки будет отображаться встроенный калькулятор, который позволит тщательно спланировать картину билда.
Общее
Не будьте эгоистом - всячески помогайте напарникам.
Не старайтесь как можно больше залить дамага или набить больше всех фрагов. Это не интересно и выглядит самодовольно. Гораздо интереснее проверять свой навык и урон на, например, защите точек.
Умереть не страшно и не позорно, если ваша жизнь продана врагу за большую цену.
На полях боя старайтесь держаться минимум по 3 человека - это обеспечит вам больше шансов на выживание.
Будьте на стороне минимализма - ради бога, отключите всю ненужную шелуху с экрана. Используйте только то, что может очень пригодиться.
Сколько не играю разными классами - всегда достаточно 3-5 аддонов.
Красота - хорошо, конечно, но если вы надеетесь расчесывать всех на бг - сорвите с себя разноцветное клеймо. Только владение ситуацией позволит вам полностью просчитать свои действия. А о каком владении ситуацией может идти речь, если у вас добрую половину экрана занимает не настроенный XPerl?
Сейчас мой интерфейс в бою выглядит так: http://www.imageup.ru/img276/1016222...212_023938.jpg , тут показаны все проки, которые у меня бывают на данный момент; готовность триньки\рук\ног\плаща (инж), рассового стана, растишки, ярости шамана; в правой-верхней части графики два значка показывают, что у меня отсутствуют баффы на оружии, щит слева показывает отсутствие Щита молний, справа-снизу прок кометы и берсерка, слова STUN со стрелкой показывают на триньку, которую я могу заюзать, если меня застанили определенными способностями (в сильных замесах, обращая внимания на врага, часто не замечаешь, что тебя застанили); снизу - тотемы какой стихии у меня не установлены; слева над рассовым станом цифры показывают стак Оружия Водоворота и когда набирается 5 штук - рядом с цифрами выскакивает небольшой квадрат от аддона Dashboard Maelstrom Weapon; и наверх для примера вам я поместил граф. элемент, который оповещает о том, что пал в бабле (порой из-за бешеного бурста можно не заметить, как паладин стал неуязвим).
Отсутствие усиления оружия отображается, как в бою, так и вне боя. Сами баффы вешаются на Num 7 и Num 8. Полоска каста (AzCastBar) компактно размещена в области под тотемами по той же ширине. Большинство этих иконок, в зависимости от предназначения, динамичны: застанили - стрелка активно пульсирует, а слово STUN принимает определенный цвет (застанил паладин - слово розового цвета, маг кинул глубокую заморозку - слово голубого цвета, рога кинул кидней - желтый и тп).
Справа наверху под картой расположен HealBot. Благодаря ему я (в 80% случаев) сливаю 4-5 стаков Водоворота на лессер\хилин вейв в саппорт ближайших союзников (если сам не нуждаюсь в хиле), независимо от того, нравится мне этот игрок или нет, знаю или не знаю его, помогает он рейду или нет - и тому подобное. На бг в бою нужно откинуть свою гордость на задний план и действовать максимально полезно, если хочешь выиграть.
Резист-тотемы так же забиндены (а вдруг фрост начнет туннелить?).
С такой раскладкой я прекрасно обозреваю всю ситуацию вокруг меня. Рекомендую и вам освободить 70-90% площади экрана.
Многие игроки задаются вопросом (в том числе и я, раньше): "почему же у этого игрока не отображены цифры с хп\маной у таргета? ведь так можно отличить, кто перед тобой - ретрик или холи, прот или армс"
Отвечу: когда свободно разбираешься в классах - не составляет труда по внешнему виду и баффам мгновенно определить в каком спеке противник, а эти цифры поверх полосок здоровья\маны только вводят в заблуждение, потому что ты просто-напросто не видишь из-за цифр сколько у врага осталось хп и маны в качественном соотношении. Поверьте - в бою нужно действовать быстро и эти показатели не воспринимаются мозгом - ты видишь набор непонятных символов вместо нужной тебе информации.
----
Смело могу заявить, что бг - это тонкая наука. Там решает командная игра, взаимоподдержка и тактика. Лично для меня бг давно перестал быть только источником хонора. Поля боя имеют отличные условия, интересную механику и множество разных событий. Там есть четко обозначенные цели и определенное количество игроков у каждой стороны, которые подразделяются не только на танков, хилеров и дд, но и на ассистов, саппортов и агрессоров (об этом ниже).
----
Настоятельно рекомендую привыкать к биндам и макросам. Кликанье мышкой по всему экрану забирает 70% вашего внимания от боя.
Используйте потенциал вашей клавиатуры - вокруг кнопок движения есть масса удобных нажатий - F1-F5, Q, E, R... Ничего страшного, если вы будете вручную открывать окно персонажа, а не кнопкой С, которая отлично располагается под указательным пальцем.
Так же много людей обходят кнопку Caps Lock стороной. Зачем? Если на неё можно забиндить, например, лужу или триньку. Для этого есть ряд специальных программ, изменяющих скрипт нажатия. Пример - KeyTweaker'ом я перебиндил Caps Lock на цифру 9. То есть теперь когда я нажимаю капс лок - у меня активируется скрипт цифры 9.
Не брезгуйте клавишами Shift, Ctrl и Alt. Есть множество удобных сочетаний, типа Shift+E, Alt+Q, Ctrl+C ...
Изучите базовый\средний уровень макросов вдоль и поперек - они еще сыграют свою роль, экономя вам драгоценное время.
Заметьте, какими абилками вы чаще всего пользуетесь в бою и забиндите их так, чтобы одной только мыслью палец уже лежал на нужной кнопке. Проще говоря - главные абилки должны быть максимально удобны в нажатии.
Разберитесь с Фокусом. Фокус - дополнительный фрейм запомненной цели. Практически идентичен главному. Позволяет отслеживать состояние и действия запомненной цели. В макросах цель фокуса указывается параметром @focus (@ - сокращенная форма от target= )
Пример:
/cast [nomod] Глушащий выстрел
/cast [mod:shift, @focus] Глушащий выстрел
Бинд фокуса можно найти в назначении клавиш, как "Запомнить цель" и "Восстановить цель". Разберитесь в нем полностью.
Аддон Power Auras Classic нужен только самым прошаренным. Первое мое столкновение с ним открыло массу положительных эмоций и забрало много времени для настройки.
Кому досталась роль лидера рейда - расставьте неприметные значки над хилерами.
Все эти понты, типа "надо мною череп - знайте, что я бог пивипи" - бессмысленны и никоим образом не помогут в бою.
По горло затаривайтесь всевозможными бульками, фласками, свитками и так далее.
PvP
Изучайте возможности и таланты других классов. Даже если вас полностью устраивает свой класс - все равно пробуйте играть другими. Так вы поймете тонкие нюансы в механике соперников и повысите свои навыки.
Смотрите больше мувиков 3.3.5, наверняка вы почерпнете для себя полезные мелочи.
Смысл АоЕ дамага заключается в рассеивании внимания хилера и добивании живчиков.
На бг, где есть ворота - обязательно хватайте по сефориевому заряду - это ускорит пронос воротт.
Тринкет используйте только в критических ситуациях. Юзать его на сап очень глупо, если это не угрожает вашей жизни (например на подходе орава врагов).
Цените свою жизнь, не отдавайте лишний фраг противнику. Играйте так, как будто после смерти ваш персонаж удаляется. Деритесь до последнего и никогда не сдавайтесь. Даже если на вас напала куча соперников и через 2 секунды вам предложат покинуть тело - старайтесь хоть как нибудь напакостить напоследок (будь то лужа, масс фир и тп). Именно из таких мелочей складывается подсюжет данного сражения. Кто знает, вдруг этот фир сэкономил союзникам 2 секунды, которые решат, чья будет точка?
Как известно, на полях боя существует три руны: Берса (увеличивает наносимый урон на 30% и получаемый на 10%), Хил (исцеляет огромный процент здоровья) и Скорость (значительно увеличивает скорость передвижения). Хилку оставляйте напарником с меньшим остатком хп; берсу берите в том случае, если вы уверены, что сможете долго держаться и выдавать мощный бурст (либо если рядом враг - берите эту руну, кем бы вы ни были; она ни в коем случае не должна достаться сопернику); руну скорости забирайте тогда, когда вы в бою и вам очень нужно свалить подальше (захаваться до фул хп\маны или срочно засаппортить на другой точке).
Хилерам
Обязательно скачайте и настройте HealBot. Экономит время, нервы и внимание; а на бг внимание и способность к анализу дает вам преимущество перед противником и, возможно, силу земли.
Кстати, хилеры получают немного больше очков хонора.
Старайтесь держаться всегда позади группы в более-менее безопасном месте, откуда вы сможете увидеть и достать до всех союзных членов замеса.
Ресайленс - ваш прутик помощи. В отличие от дд вам не рекомендуется надевать пве вещи (кроме тринек и колец, конечно же).
ДД
Аддон EventAlert будет моментально оповещать вам о проке какого-нибудь важного таланта (например талант у мага "Заморозка мозгов" - появляется небольшой квадрат с иконкой тала и таймер; тем самым он дает вам знать, что в течении 15 секунд вы можете без каста кинуть фростфаер болт).
В замесах старайтесь охранять хилов - замедлять\станить атакующего. Групп файтинг без хилера превращается в истребление.
Бг - это не просто столкновение мяса при определенных условиях. Абсолютно каждому отведена собственная роль, которой нужно придерживаться для организации грамотных сражений. Давайте подробнее разберем эти роли.
Воин
Один из основных составляющих рейда.
Чем грознее выглядит вар, тем больше внимания он привлекает. Он толст - ему разрешено вести себя борзо. Практически главная цель хилера (бросайте в фокус на время столкновения). При хорошем хиле умный вар может довольно неплохо наговнять в группе противника.
Оружие
Ваша цель - вырезать вырезателей первых рядов (вары\ретри\дк) и по кд юзать фир в центр толпы. Вешая мортал страйк вы удваиваете старания вражеского хилера и удваиваете шанс на зерг цели за счет кастеров.
Замедляйте и крушите потенциально опасных для вашего хилера оппонентов.
Постоянно обновляйте крик по истечению времени. В стычках более 3х3 предпочтение нужно отдавать крику на хп. Бывает и такое, что именно из-за оставшихся 300 хп ситуация меняется коренным образом.
Сокрушительным броском разбивайте айсблок и бабл, потому что у приста не всегда будет время это сделать.
Неистовство
Все тот же воин, но крутиться не умеет, так как с двумя двуручками неудобно. Однако при интересно сложившейся ситуации благодаря самой ветке можно неплохо развалить фундамент группы врагов.
Из-за полезного таланта-ауры на +5% к криту нужно стараться находиться в более многочисленных группах.
Защита
Довольно полезная и в то же время занудная персона рейда.
Основная цель хилера - вы.
Ваша цель - массовое надоедание в центре событий. Проводите ротацию массовых дебаффов. Дамаг - не главное для вас.
От вас требуется только затормозить систему врага. Хорошо, если танк помечен иконкой.
По необходимости уходите в фул деф. Этим вы продлите время концентрации внимания на вас, способствуя уничтожению суппостатов напарниками.
Ну и конечно же весомый плюс наличия танка в рейде - роль флагоносца, танкование боссов на бг, деф наиболее "горячих" точек.
Опять же - старайтесь выглядеть провокационно. Маленький танк-скелет под эликсиром гоблина - вовсе не танк, а беспонтовая гора хп и армора.
Массовый стан лучше давать в сторону сильных кастеров.
Паладин
Значительная фигура на поле боя. Толстый, выносливый, праативный. Отсутствие тонны активных абилок не лишает его повышенной живучести.
Привыкайте чаще контролировать ауры. Бежите толпой - ауру скорости. Деретесь в неравных условиях - ставьте армор или резист.
Свет
Диспел, хил, диспел, хил, хил, диспел.
Фигура значительна, потому что обладает хорошим зарядом хила. Толкового холика бывает сложно повалить даже втроём.
Пользуясь этим преимуществом подбирайте время и рискуйте - забегайте в передний слой толпы и вешайте стан самым агрессивным\сильным противникам.
Не забывайте про талант-абилку "Священная Жертва".
Защита
Задачи те же, что и у прото вара. Отличие лишь в том, что прото пал менее зависим от хила (однако имеет меньше защитных абилок - немного странно, но так и есть).
Воздаяние
Излюбленная ветка многих игроков.
Ретри - это такая лунная сущность, которая совмещает в себе большой урон, живучесть и мобильность.
Отличное дополнение к провокациям протовара и армса.
Настройте для себя ХилБот и подхиливайте игроков, отбивающихся с вами плечом к плечу.
Цель ретриков - насолить вражеским плейтерам и повредить тряпок.
Комбинация армс\ретри на бг способна прожать небольшую группу, не имея за спиной хила.
Охотник
Монстр дальнего боя. Отличный кайтер. Дружит с животными (суши, кино, установка виндовс и тп).
Цель ханта - ассистить вынос вражеских агрессоров, закатывать в землю других хантов и прожимать тряпок.
Если вы достаёте до хилера с запасом - попытайтесь направить весь урон на него, но следите за расстоянием до "точки кипения" боя. Враг бывает не глуп и понимает все преимущества ханта - риск может вполне оправдаться, если вас снесут кастеры, подбежав вплотную к вашим рядам.
При форсированном отступлении обязательно раскладывайте на земле АоЕ-ловушки, чтобы хоть как то выиграть время.
Не забывайте про огонёк - в напряженных моментах лучше кидайте его под хилера.
Мощных, но малодосягаемых ДД контрольте Замораживающей стрелой.
Помните, что у вас есть Метка охотника. Помечайте ею первостепенные цели - это увеличит вероятность того, что дд-напарники переключатся на вашу цель.
Такие вот нюансы с меткой лишают немых вопросов "кого мне бить, чтобы принести максимум пользы?" в бою.
Используйте Орлиный глаз после начала крупных бг и сообщайте в чат поля боя о том, на какую точку какое количество врагов побежало. Тут их количество сыграет против них.
Это даст весомое преимущество, так как появится возможность распланировать состав небольших групп на точки. Пока враг большим вагоном чекает одну точку - можно смело врываться на других.
Повелитель зверей
В крупных стычках от БМа мало толку. Ну пустите вы пета в толпу - да его вероятнее разорвут аое-дамагом.
Поэтому вам со своим любимцем стоит обежать эпицентр схватки сбоку и выносить "беспалевных" тестеров дамага.
Гораздо больше пользы от БМа в команде будет при участии в небольших намёках на чоткий замес 2х2 - 4х4.
Вы рдд с отличным дамагом питомца, пользуйтесь преимуществом - выносите самых сильных из самых дальних, либо разбойников.
Пока пет бежит к цели - потратьте гкд на ХоТ, не жадничайте. Ведь пет - 70% БМа. Постоянно следите за здоровьем бро.
Стрельба
Оот он, оот он выстрел химеры моей мечты. В этой ветке можно смело менять приоритеты на хилер>саппорт>тряпка>агрес ор.
Из ветки Выживание в ветку Стрельба стоит перекидываться только при наличии хорошей пушки. С плохим оружием лучше бегать в третьей ветке, потому что в ММ 80% урона - физический, а в Сурве - магический.
Бытует мнение, что ММ следует делать упор на арп (армор пенетрейшен - рейтинг пробивания брони). Это чисто для выноса плейтеров\мейлеров. Я же рекомендую обувать на атак повер, т.к. это сделает вашего героя более универсальным.
В общем, задача всё та же - состригать чужие понты.
Выживание
Здесь вы по сути - разведчик, который способен отлично кайтить, снося при этом большой % хп. Зачастую урон сурва может превосходить мм в 1.5 раза за счет большего дпс.
Не торопитесь лезть в бой - обогните стычку в радиусе десятка метров, оцените ситуацию, выберите цель и кудрявьте её. Постоянно контрольте значимых юнитов, высасывайте ману у хилера, диспельте мощных типов.
Но лучше будет пробежать мимо схватки и чекнуть точки или захватить флаг.
Так как основной дамаг у сурва не физический - стоит набрать хотя-бы 75 пены (пенетрейшен - проникающая способность заклинаний) - в 90% случаев на враге будет висеть лапа с 75 резиста по всем пунктам.
Если требуется проконтролить хилера - киньте ему Укус виверны, а под конец его действия - Замораживающую стрелу. Дезориентирующий выстрел лучше приберечь, так как порой сложно вырваться из внезапной мили зоны.
Разбойник
Самый ролеплейный класс. Заметьте, что большинство рог ведут себя грациозно, показывая, якобы они молчаливые батьки. Это глупо, вам в крупных стычках отведена
далеко не первая роль и можете забыть про количество фрагов и нанесенного урона. На вас возлагается немного иная цель. Рога должен гордиться не количеством
убийств, а количеством захваченных точек и флагов. Это рука помощи команде. Чаще правая.
Пользуйтесь своей скрытностью - в замесах пробирайтесь к вражеским хилам и туннельте их. Пусть даже вы и не убьёте хила, но зато на время лишите вражескую толпу
хила. За это время другим классам можно быстро прорвать оборону и добраться до центрального состава.
Так же рогам предназначена роль таскания флагов и захвата точек.
Отличный бро для роги - ферал друид. Эта парочка при грамотных и слаженных действиях может творить чудеса.
Если же ферала и замеса рядом нету - бегайте в соло. Идите в те места и на те точки, где меньше всего вероятность встретить огромный состав. Вообще будет здорово,
если хант или энх шаманы будут сообщать рейду о количестве врагов на точках с помощью абилок дальнего наблюдения (Орлиный глаз \ Дальнее зрение).
Разбойник - очень тонкий и сбалансированный класс. Хорош тот рога, который выполнил много полезных дел при минимальных смертях (захватил много флагов и точек,
вырезал хилеров). От того - не стоит подобать протоварам и лезть на рожон. Если вы решили бегать соло - лучше будет просить у паладинов бафф на +10% к статам, чем бафф на ап.
На бг забудьте про плейтеров. Не надо проявлять инициативу в агро толстых противников, если это не угрожает хилеру.
За рогу действительно нужно думать. Если никто не хочет сносить вражеские тотемы - тогда это ваше занятие.
Рога является боевым саппортом целого рейда.
Не забываем дизармить вертуху армса. Если же дизарм в кд, а вар с отличным ритмом бьёт вам в бубен с вертухи - используйте способность Ложный выпад - она
снижает АоЕ урон.
Отвлечение. Мне удавалось из стелса этой абилкой скидывать по 1-3 противника с обрыва на защите лесопилки. Бегут близко к краю - пусть готовят парашют.
Веер клинков заражает все цели в радиусе 8ми метров обоими ядами (с определенным шансом, конечно). Таким образом можно устроить массовый пеший психоз.
По веткам писать много не буду, лишь объясню общие черты.
Ликвидация
Рассчитан на быстрый и качественный бурст цели. Напрягает своими ядами. Вырезает чужих разбойников.
Отлично подходит для атаки тряпичных целей (с фрост магом будут проблемы).
Выбирать эту ветку нужно в том случае, если вам не хочется бегать соло и есть желание участвовать в замесах.
Бой
Уменьшает выживаемость, но увеличивает массовый урон. Отлично подходит для защиты хилера и прожимания ворвавшихся в вашу толпу врагов.
Хорошее дополнение к пачкам из 3-4 человек.
Череду убийств стоит юзать только тогда, когда в радиусе 5-8 метров от этой цели никого нету. Иначе вы просто выпишите каждому талончик на 600-900 дамага.
Так как препарейшена у нас нету - используем ваниш только в экстренных ситуациях. При соответствующем таланте обычным броском ножа сбивает каст. Это тру.
Не используйте вихрь клинков на единичную цель только для повышения хасты - это глупо. А вот СнД стоит использовать очень часто.
В комбат билде рекомендую выбирать сворд\акс спек.
Скрытность
Именно эта ветка является лучшим выбором для отыгрывание своей сути на бг (что описал в нотации к данному классу).
Пример - Берег Древних. Два роги с шадоустепом берут по бомбе у корабля и в темпе бегут к вражеским оборонительным пушкам. Дальше всё понятно - кидаете бомбу к
воротам, портуетесь к пушке и начинаете её дамажить, пока союзные танки на подходе. Тем самым вы обеспечите дополнительный процент шанса на быстрый прорыв, если
успеете снести пушку до того, как танк будет рядом.