Дворфийское военное ремесло
Книга Первая. Бой под горой.
Этот свод - есть собрание многих книг, авторов разных эпох. Все они взяты по одному порядку - все говорят они о ремесле горном, ратном, каким дворфы гордятся и бережно хранят, как сокровищницы свои и дворы, в горах от врагов укрытые. Собрание создано по велению Совета Экскурсии и наставлению Лиги Королевских Историков. Руководящий по своду - Ригмир Грозовая Вершина.
Пояснение: Книга первая собрана из записок Ардина Твердобрюха, воина знатного из рода Твердобрюхов, жившего чуть более двух сотен лет назад. Ведет рассказ он о войне в горе, в пещерах, против иных карликов, троллей, и иных созданий, что в Каз Модане водятся. В момент осады Высокого Трона Черным Железом во время Войны Трех Молотов рукопись была случайно спасена Вицлавом Локстоном, купцом из Стратхольма. Записи чудом уцелели при сожжении города в Третьей Войне и вместе с останками Стратхольмской библиотеки перевезены в Калимдор по наказу леди Джайны Праудмур. В итоге записки были дарованы нам, Лиге Исследователей, по велению Ее светлости, правительницы королевства Терамор. и возвращены на родину.
* * *
Поелику ведомо всем, сколь славны и искусны дворфы в боях подземных, пишу это послание тем, кто изначалу нашему искусству поучаться будет, ибо искусство сие немалою дворфьей кровью произошло. И чаю я этими своими строками молодым воинам помощь подать.
Воин молодой ведь, как конь необъезженный, чает легко силой своей и мощью дружины победы добиться. А надлежит ему знать уставы наши, како побеждают. И секреты те, чаю, он от врагов схоронит, к вящей славе дворфьей.
Ибо сражения бывают не токмо в поле и в лесу, но также – и в пещерах горных, где блюсти надлежит иные правила, да знать их накрепко. Бой там – в тесноте великой и как сказал некий писака из высокомерного племени эльфийского, дореями также именуемого, нельзя в той великой тесноте ни просить, ни давать пардону.
Ведаю, что родом тот дорей был незнатен, да и магией не мастер, посему служил в людских араторских ландскнехтах, и рубился добре с троллями, но не имел силы, сноровки и ума дворфьего, а равно и не читал сей рукописи, ибо давно умер.
Теснота великая в тоннелях подземных – и сила, и слабость. Не развернуть там даже малого строя, и руке размахнуться несподручно. Не только людям, но раже и могучим дворфам. Отсюда правило – наилучший герой один тот путь распечатать может. Неспроста герои эти, танами именуемыми, спокон веков кланы вели горными дорогами и в пещеры, и прикуру давали троллям и кобольдам. И должен он, герой, иметь доспех прочный, наилучше из мифрила драгоценного, а не найдет сей редкости – из наилучшей Стальгорнской стали. И работы наших мастеров наилучших – ибо не прикрыть его ничем. И щитом ему там не прикрыться.
Второе правило горного боя дворфов – нет в тоннеле замаха, но можно врага колоть и рубить оружием древковым. Топор боевой, с древком длинным, алебарда, глефа и подобные ему – но наострённые как бритва. Но замах делать малый – ибо иного нельзя. И бить ему, тому герою-открывателю пути – метко в щели доспеха вражеского – наилучше в глаз вражий прямо.
А оруженосцам того героя – а и впрямь тут герой нужен – прикрывать его из-за спины пиками длинными колющими ударами. И мечи короткие наготове держать на случай боя ближнего. Ибо он – неизбежен. Да и герою на этот случай меч короткий при случае вынуть придётся. И кулаком в перчатке латной могучей – бить смело. Ибо и так бой в тоннеле для дворфов повернуться может. И по кольчуге вражьей – бить, а по доспеху пластинчатому – отнюдь не бить. Дабы сила дворфья втуне не пропала. Вместе с головой героя того. Ибо прогнётся кольчуга, и удар пройдёт, а от пластины броневой втуне отскочит. Исключая челюсть вражью. И бить в ту челюсть снизу хуком гилнеацкого бокса, и лишь при крайней нужде – сбоку.
Огненным же боем пользоваться тут требует великого искусства, ибо много помех в прицеле и бить в упор. Ибо иначе нельзя. Да бить из-за спины героя оруженосцам, в огненном бое искусным. И использовать там аркебузы, изредка можно и мушкеты. А подрывные заряды в том бою бесполезны, ибо вред своим витязям причинить могут.
И спрашивали меня начинающие витязи, уже в таком бою бывшие – а можно ли в нём гранаты ручные всё же применять? И отвечаю для всех – можно, но при кривом тоннеле, кидая их с задержкой за угол, или в пролом, подрывным зарядом образованный. И в задержке той опасность великая, опыт немалый воителю в этом деле в ходе учений надлежит приобрести. А задержка та нужна, дабы воители вражьи не бросили назад гранату нашу, тогда не мы их, а они нас поубивают. Ибо бой тот – не на жизнь, а на смерть, токмо победители в нём живыми останутся.
Ведь если бы был тоннельный бой таков, как дорей цитированный выше, на мосту описал – можно тогда в гущу врага навесом гранаты метать. А в тоннеле того низкий потолок не позволит. Да и сдаётся мне эльфа того прочитав – видел он тот бой на мосту со стороны, ибо вряд ли кто их бившихся там эльфов живым остался. Впрочем, в эпоху ту не было ни у людей, ни у эльфов ручных гранат, ибо отставали они от мудрости дворфьей в ратном деле. А с фитилём гранаты и бомбы не сильно надёжны, точно время взрыва их рассчитать сложно. А могли бы всё же те неразумные эльфы способ этот попробовать.
Пишу я это послание витязям премудрым, ибо вряд ли неразумный это искусство в силах освоить. Ум тут нужен дворфий великий, и смекалка. А без того в бою этом смерть неминучая.
А раз так – ведайте и варианты. Может быть тоннель – широким и высоким. Тогда надлежит смелее гранаты навесом в гущу врагов метать. И сметёт их сила огненная. И раненых и оглушённых – рубить без пощады, ибо и впрямь прав тот эльф – нельзя в таком бою ни давать и получать пардону. И порядок боевой тогда будет не в затылок, а клином – герой-открыватель в центре, верные оруженосцы – по бокам, фланги его прикрывая. И даже при достаточной ширине – можно стену из щитов применить. Но брать тоннельные, специальные, со склада, ибо иные вряд ли помогут. Об том оружейный мастер отряда ведает.
Прорвавшись в широкие места из узкостей тоннеля, в комнаты рубленные и широкие пещеры – бить врага крепко, не отставая. Ибо редко эльфы неразумные супостатом нашим будут. Могут там в бою и дворфы враждебные встретиться. И тролли, с которыми дорей тот боролся, силой грубой сильнее которые нас, и с подлостью знающиеся, и ловкие сильно. И ведать те вражьи витязи секреты тоннельного боя могут вполне.
Но не устрашить дворфов-витязей! И равного, и сильнейшего врага мы бивали! Секрет этого прост в тоннельном бою, инако штурмом именуемого – если отстанешь гнать врага неустанно, бить его крепко – сам он в контратаку перейдёт! И горе тогда дворфам-витязям! Посему – врываясь в помещение идёшь так – сначала граната, потом ты рыбкою в пролом! И не всегда герой в сильных доспехах то может! В этой части боя – оруженосцы ведут вперёд, такова их участь. И не все они от осколков гранат спасутся. Но рана при расчёте точном – не смертельной будет. А будет смертельной – и славу тому оруженосцу воспоют, посмертно в рыцари посвятив. Я сказал.
И влетев рыбкой в помещение – по гранате в углы, и после взрыва – добит супостатов, а затем дальше идти. В тоннеле – по тоннельному, в широкой пещере – как выше мною сказано.
Таков канон боя подгорного, тоннельного и пещерного. Дворфам испокон веку он ведом. И нет в нём им равных.
И сочинил это слово дворф Ардин Твердобрюх, по прозвищу Свин, из роду ведомого на пользу витязям дворфьим и Стальгорну вечному и на немалый вред врагам нашим.
Made by Stralenberg & Tangbrand