1. Введение
Первым делом вы должны осознавать что Близард не предусматривала Шамана как танка(по крайне мере во времена Лича), и тем не менее это возможно, хоть и не эффективно, но чего не сделаешь ради ФАНА! На 80м уровне танкование шаманом, очень сложное и мало эффективное, НО к примеру шамана sharicasmi, на офе с этим не плохо справлялся, на ютубе многие видео с его участием. И так в данном гайде я постараюсь убедить всех, что танкование шаманом возможно и описать механику данного фана.
Гайд основывается на личном опыте, поэтому сразу дам совет, если вы всерьёз решили стать шаманом танком, то совет остановится на 79м уровне! Если вы так сделаете, то у вас не останется плохого впечатления о данном спеке, и вы будете действительно эффективным танком, и можно будет сравнить вас с другими танками. На 80м из-за большой разницы в шмоте, ваша эффективность исчезнет. И так начнём.
2. История
• Классика. Шаманы были, только у орды и были некой альтернативой паладинам, которые были, только у альянса, т.е. дд/хил/танк - паладин и таким же должен был быть шаман, но в классике шаманы, как танки не состоялись.
• БК. Шаманы являлись танками. Да, в этом патче шаманы могли быть эффективными танками. Все это видели, и не кого этим не удивить. Собственно многие шаманы вспоминают эти времена с трепетом в душе.
• Вотлк. С выходом этого патча у шаманов появился талант Оружие духов, суть которого или парирование или агро, что по сути убило танкование шаманом. Сейчас при фразе шаман-танк, игроки считаю, что перед ними не адекватный игрок.
3. Билд
Билд самого sharicasmi, на мой взгляд утерян. Поэтому вашему вниманию предоставлю тот в котором танчу я, на 79м лвлом:
1) Для 79го
2) Для 80го
Символы:
1) Символ тотема каменного когтя - данный символ обязателен! Поглощает 4380 урона на уровнях 78-80
2) Символ кольца огня - снижает кд на абилку. Этой абилкой мы держим паки и заполняем все пустоты в ротации, так что без неё не обойтись.
3) На выбор:
- Я использую Символ духа дикого волка - это прожимка, чем сильнее они бьют, тем больше нас хилит.
- Символ щита молний - увеличивает урон, получаемой целью, которая атакую нас. Если ваш хил не шаман и нет проблем с мп(у меня их, нет только если в пати Рпал и мне дают инер).
- Символ цепной молнии, мобы часто стоят по 4-ро - помогает при пуле. В соло таргет понятно, что не ок.
- Символ удара бури. Можно рассмотреть.
- Символ оружия неистовства ветра . Можно рассмотреть.
4. Характеристики
"Главной характеристикой для нас является выносливость. 1 выносливость = 10хп, капа нет забиваемся полностью."
Цитата выше не совсем верна. После довольно большого опыта, скажу так, да Выносливость важна, особенно она важна на Сильных Рейд Боссах типо Лича и Синдры и Лич вламывал так, что "подушка" из выносливости спасала. Но, при хорошо собранном гире, надо смотреть на другие характеристики, если выбор между 30 выносливость и 30 ловкости, я выберу ловкость, тоже самое касается характеристик типо меткость/защита/уклонение и т.д. выигрыш в 30+ выносливости в замен на другие характеристики которые дадут больше не верен.
Итог: Выносливость нужна и важна, но при набирания её в больших количествах, надо смотреть на другие статы особенно, если есть шанс получить их больше.
Ловкость за каждую единицу повышает шанс нанести крит на 0,0192%, броню на 2 и уклонение на 0,0192%, увлечение силы атаки ~1. Данные для 80го уровня на 79м могут не значительно отличатся. Ловкость для нас лучше рейтинга защиты! Потому, что парирование у нас всегда = 0, блок щитом всегда низкий и его снижения урона ничтожно мало!
Рейтинг защиты(дэф). Раз затронул данную характеристику опишу её сразу и подробно. Увеличивает шанс уклониться или парировать атаку на 0,04%, уменьшает шанс получить критический урон на 0,04%. Единственный параметр, увеличивающий шанс промахнуться по нам любым видом атак на 0,04% за единицу рейтинга.
Откуда следует, что для танков защита необходима, как крит умин. Но шаман такой кап набрать, не способен. Если бы не существовало способа набрать крит имун, то танкование было бы невозможно!Софткап защиты ещё называют антикритом, как подсказывает Кэп, потому что при его достижении мобы не смогут нанести нам крит. Всё дело в том, что любой моб всегда имеет 5% шанс нанести цели крит. Каждый следующий уровень этот шанс возрастает на 0,2%. Поскольку в расчётах босс 5man инстанса считается на 2 уровня старше игрока, а рейдовый - на 3, мы по-сути имеем дело с мобами 82 и 83 лвлов с шансом нанести крит 5,4% и 5,6% соответственно. Базовый уровень защиты на 80 лвле составляет 400, а каждые 25 рейтинга понижают шанс нанести критический урон на 1%. Считаем: чтобы не получить критом от 82 лвла нам нужно 400+25*5,4=535 рейтинга; для 83 лвла соответственно имеем 400+25*5,6=540.
Рейтинг устойчивости(рес) за каждую единицу снижает шанс получить крит удар ~0.012.
Для лучшего понимания, Рейд боссы ЦЛК 83го уровня, шанс, что они нанесут вам крит 5.6%. Чтобы не получить критических удар, нужно иметь крит имун, для этого танки набирают 540, но шаману такое количество дэфа брать не откуда, да и незачем. в 4/5 а8, Необходимой выносливости(стамины) больше и необходимое количество реса набирается. Крит имун считается так крит имун от дэфа + крит имун от реса, для любителей абузить пве шмотhttp://www.wowwiki.com/Defense
- Critical Hit immunity for a level 80 player in a Heroic Dungeon is 535 Defense, because mobs in a level 80 heroic 5-man are never higher than level 82.
- Critical Hit immunity for a level 80 player against a Raid Boss occurs at 540 Defense. This requires a defense skill of 140, achieved from a combined 689+ Defense Rating from gear, enchants, gems, etc.
- Critical Hit immunity for a level 80 player against a Raid Boss can also be achieved by raising Resilience to 5.6%, being a resilience rating of 460.
- If the combined critical hit reduction from Defense and Resilience together total 5.6% that will also make the player immune to critical hits from Raid Bosses.
Прежде чем перейти дальше рассмотрим сколько нам необходима рейтинга устойчивости и защиты для крит имуна. Количества реса на 79м ~410, что вполне достижимо и может быть за счет рейтинга защиты снижено!
Нас, как танков, в этом разделе интересуют всего 2 характеристики.
Рейтинг меткости - шанс попасть по цели. Параметр важен, поскольку промахиваясь по цели мы недополучаем трит, а значит не можем удержать моба от срыва аггро нашими дд или хилами. Также при недостатке хита (от англ. hit rating) можно промахнуться таунтом, что повлечёт плачевные последствия. Хардкап хита для сетапа 1ручное оружие+щит составляет 263 хит рейтинга, или 8%.
Мастерство - уменьшение вероятности того, что противник уклонится или парирует наши атаки. Важен потому, что увеличивает наш урон и частично предотвращает парирование наших атак, уменьшая тем самым и урон по нам самим (помним о 40% ускорении атаки после парирования). Софткап составляет 26, хардкап недостижим. При значении мастерства 26 боссы рейдовых подземелий не смогут уворачиваться от атак, но сохранят шанс парировать атаку, хоть и уменьшеный.
Полезные характеристики:
Интеллект - повышает мп, спд, силу атаки, шанс крита заклинанием
Сила атаки - повышает урон, следовательно и агро. И наш собственный отхил.
Все характеристики типо скорость, крит, сила и д.р. повышающие наш урон повышают наш урон или силу атаки, что так же хорошо.
Танко характеристики:
Уклонение - отображает шанс избежать физического урона от атаки. 45,25 рейтинга дают 1% уклонения.
Блок щитом - присутствует у шамана, но зависит от силы и рейтинга защита, поэтому мало полезен.
Парирование без таланта Оружие духов = 0. Танкование с данным талантом не возможно.
Броня очень нужная для шамана характеристика, наберется шмотом наивысшего уровня и ловкостью, возможно одевание ювелирных изделий и плаща именно на броню.
Бесполезен нам, только дух и парирование.
5. "Ротация"
У энхов в принципе нет ротации, а система приоретов. И так, до боя вы должны повесить на себя щит молний. Когда щит на вас, то бьющие вас мобы получают урон и у них повышается агро в вашу пользу. На оружие советую повесить оружие языка пламени - оно увеличит урон мили атак и спэлов. Когда ваш шмот достигнет биса и вы приноровитесь можете чарнуть оружие неистовства ветра, если с вам с ним будет комфортно.
Дпс абилки:
Самый большой приоритет у ледяного шока потому, что это почти единственный наш агро скилл.
щит молний должен всегда висеть на нас, следите за этим, тем более он не требует манну!
тотем магмы должен стоять весь бой, очень удобен, для пака мобов.
кольцо огня заполняет промежутки в ротации при 1м мобе. При паке мобов имеет наивысший приоритет.
удар бури скил который наносит не только большой урон, но и восстанавливает нам мп.
Дэф абилки:
Ярость шамана - абилка которой другие танки могут позавидовать, снижение всего входящего урона на 30% на 15 сек с кд 1 минута, те.е 25% всего боя мы под этой абилкой! А если учесть, что мы переходим от моба к мобу то процент растёт. Жмём в бою по кд.
Тотем каменного когтя поглощает 4380. На 80м это не много, а вот на 79м очень даже. Жмём по кд.
ВОЛКИ хилят нас своими атаками!
Агро абилки
Многие считаю, что у шамана нет агро абилок, но благо они не правы.
1)Тотем каменного когтя провоцирует мобов на себя, а затем и на вас.
2) Фрост шок, как говорилось выше создаёт высокий уровень угрозы от игрока.
Если всё же агро слетело:
1) У волков есть агро на себя. Что позволит спасти члена группы.
2) Тотем элементаля земли, вызывать элементаля земли, который имеет таунт, который также способен спасти участника группы(рейда), а при смерте элементаля вы можете сорвать агро на себя.
Кратко о тотемах
Камень: тотем каменного когтя ставится по кд, как только щит пробили имеет место поставить тотем каменной кожи.
Огонь: Тотем магмы всегда в приоритет, но если у вас проблемы с мп и моб 1н имет место поставить опаляющий тотем. Если мобов много, и это на долго то имеет место вызвать элементаль огня, он бьёт АоЕ, а его тотем так же реагирует на кольцо огня.
Вода: тотем источника манны, как правило полезнее, но если с мп проблем нет можно поставить исцеляющего потока или тотем по ситуации.
Воздух: неистовства ветра(мы же энхи). Хотя если цель кастует можно поставить тотем заземления(граудинг), сбивая каст пронизывающим ветром вы снижает ваше агро!!!
Условная ротация
Подготовившись к бою бежим к мобам. На цель кидаем фрост шок, и ставим тотемы, бьём цель ударом бури, юзаем кольцо огня, врубаем ярость шамана. Далее бьем скилами у которых нет кд и выше по приоритету, меняем тотемы каменной кожи и когтя, не забываем про щиты молний и тотем магмы! При наборе 5 стаков оружия водоворота действуем так:
1) С хп у нас беда - Волна исцеления,
2) Идёт АоЕ урон беда с хп у группы - Цепная волна исцеления,
3) Хп фул мобов пак - Цепная молния,
4) Хп фул моб 1н - Молния.
Очень важным фактом является смена оружия. При смене оружия вы ловите гкд, поэтому просто так его менять не советую. Если у вас сорвали агро ивы оперативно не способны вернуть его, какой либо способностью, то в вашем арсенале должно имеется двуручное оружие на которое наложено "оружие неистовства ветра", с данным оружием ваш дпс возрастёт очень сильно, а срабатывание проков способно сорвать агро. В вашем арсенале также должен быть щит и одноручка на которое наложено "оружие жизни земли" на рдд(хила), с данным оружием ваш дпс упадёт, но вы будете способны в экстренных ситуациях выхиливать не только себя, но и группу.
6. Одежда, чары и камни
Для 80го:
Шаман не имеет танко шмота, поэтому самым лучшим вариантом для нас будет одежда с максимальным количеством брони и выносливости, а это а8 в котором имеется рес, речь о котором шла выше. На 80м вся бисс ювелирия совпадают с ювелирией для ферала. Топ пуха и щита такие же, как для прото паладина и вара. Наилучшим тотемом является Тотем застывшей лавины.
Кольца - https://wowroad.info/?item=50678 и https://wowroad.info/?item=50404
Плащ - https://wowroad.info/?item=50718
Шея - https://wowroad.info/?item=50682 или https://wowroad.info/?item=50627 зависит от хита у вас.
Для 79го:
Персонажи 79го уровня очень сильно зависят от профессий, поэтому я советую ювелирию и инженерию.
Голова бисовая будет именно инженерская, там топ характеристики и дырка для мето сокета, наручи советую кожевнические на меткость, вся остальная кольчуга из сэта быстрой стрела на 78й уровень. Шея бис http://www.wowroad.info/?item=45995, если данный предмет сразу не достать, то хороший вариант колье, за кв на 74й уровень. Кольца 1е и 2е, если нет то кольцо на броню и уклон от ювелира и из Окулуса. Плащ за репутацию драконьего союза, является наилучшим. Оружие секира, за кв 74го уровня , является очень хорошим оружием, лучше него разве, что Рука Искусителя, добыть которое намного сложнее. Щит лики из Стратхольма является топом, но поначалу подойдёт за репутацию Экспедиции орды/Авангарда альянса. Топовыми аксессуарами является краб и заяц которые изготавливает и носит ювелир. А самым лучшим тотемам является Тотем Камнеломов.
Выше говорилось про сменное оружие. Двуручное на 79м идеальное Боевой топор из когтя змея, оно медленное и имеет все необходимые характеристики для энха, переагривать им супер. Тотемический жезл очищения за репу кулуак и Рыцарский щит Тора, помогут вам не только танчить, но и хилить всю группу.
Bis лист 79го лвла. К сожалению, кольца и шея иные, хотя возможно информация на wowway ввела меня в заблуждения, сам располагаю именно шеей и кольцами из данного листа.
Камни и чарки
Синие: +30 выносливости. На 80м во все гнёзда вставляем, только этот камень, а для активации мета ставим слезу(+10 ко всем характеристикам)
Красные: +10 ловкости +15 выносливости
Желтые: +10 меткости/уклонение/защита + 15 выносливости
Мето: (тут я провёл серию тестов и тестировал все метагаемы для танка, результат такой)
1) Лучезарный алмаз небесного сияния - 32 выносливость -2% от заклинанй, на мой взгяд это топ.
2) Алмаз строго землеправителя +32 выносливости +2%брони от носимой экипировки. Тут всё не так радужно, часть брони идёт от ловкости и часть зависит от щита на нас, как итог эти 2% брони могут давать меньше чем бронь на плаще.
3) Живительный алмаз землеправителя + 42 силы атаки и хил при критах. Описание очень вкусное, учитывая рейтинг крита, но этот гем имеет огромное кд, в итоге отхил раз ~1 минуту на 2% от макс хп мне не понравился, хотя бегал с ним долго.
Приоритет чарок таков:
На 79м: выносливость, если нет выносливости, то ловкость. Рес приветствуется.
На 80м: Все танко чарки на хп и броню.
Оружие - мангуст
Перчатки – Оружейник
Капы:
а) Для 79го и 80го(ПП об)
- Нам необходим кап хита, в ПП об мобы нашего уровня или ниже нашего, поэтому нам необходимо:
• 5% мили хита
• 4% спэлл хита
1% мили хита требует ~25% больше рейтинга меткости чем спэлл хит.
Кап хита 5% ближнего боя(для альянса 4%), для 80го это 164, для 79го чуть меньше.
- Мастерство необходимо 20(5%).
- Крит иммун
Крит иммун собирается, как уже говорилось выше, за счет Реса и дэфа, для ПП нам необходимо собрать 5% крит иммуна, т.е. %def + %res = 5.
Рес: • для 80го это минимум 2/5 а8 + из нон сэта советую пояс а8.
• для 79го нам необходим минимум 4/8 Броня быстрой стрелы, а это минимум 127 реса, на 79 1% = 87.62.
при 6/8 сэта, вы будете иметь минимум: 303 реса, а это уже 3.5% крит иммуна.
Дэф: http://www.tankspot.com/showthread.p...sked-Questions
Т.е. для 79го, чтобы набрать крит иммун дэфом, нам необходимо 79*5 + 20*5 = 495 дэфа. Т.е. 1% = 117 рейтинга защиты.At level 80 you need 4.92 rating to make 1 skill. At level 79 you only needed 3.05 rating to make 1 skill
Оставлю формулу, если кто то будет подбирать себе свой бис лист сам.
(res/87.62) + (def/117) >= 5
Бис лист
79й:
Головы: http://wowroad.info/?item=42551 / http://wowroad.info/?item=44410 (легко получить по квесту) / http://wowroad.info/?item=43447
Шеи: http://wowroad.info/?item=45995 (рандом)/ http://wowroad.info/?item=35680 / http://wowroad.info/?item=39655 (легко получить по квесту)
Плечи: http://wowroad.info/?item=43449 (для сэт бонуса) / http://wowroad.info/?item=44171 (получается за репутацию) // статы одинаковые
Плащи: http://wowroad.info/?item=44188 (получается за репутацию) / http://wowroad.info/?item=43363 (если много хита) / http://wowroad.info/?item=44687
Грудаки: http://wowroad.info/?item=43445 (для сэт бонуса) / http://wowroad.info/?item=44406 (легко получить по квесту) / http://wowroad.info/?item=35675
Запястья: http://wowroad.info/?item=43131 (крафт) / http://wowroad.info/?item=43444 (для сэт бонуса 6/8) / http://wowroad.info/?item=44037 (можно получить по квесту)
Перчи: http://wowroad.info/?item=43446 (для сэт бонуса) / http://wowroad.info/?item=44398 (легко получить по квесту)
Пояса: http://wowroad.info/?item=44189 (получается за репутацию) = http://wowroad.info/?item=37095 / http://wowroad.info/?item=43442 (для сэт бонуса 6/8)
Поножи: http://wowroad.info/?item=36992 / http://wowroad.info/?item=43448
Сапоги: http://wowroad.info/?item=43443 (для сэт бонуса) / http://wowroad.info/?item=44438 (крафт) / http://wowroad.info/?item=36999
Кольца: http://wowroad.info/?item=45994 (рандом)/ http://wowroad.info/?item=43250 иначе: / http://wowroad.info/?item=36961 / http://wowroad.info/?item=43306
Трини: http://wowroad.info/?item=42341 / http://wowroad.info/?item=44063 / http://wowroad.info/?item=40767 / http://wowroad.info/?item=44323 / http://wowroad.info/?item=36993
Кольцо и шея с рандомными бонусами, если вы можете выбирать, то выбирайте правильно, если есть возможность набрать крит иммун дэфом из других шмоток:
1. С меткой победителя - если вы уходите глубоко в дэф.
2. С меткой стрелка - если вы решили уйти больше в урон/агро набор, и у вас не набран кап хита.
3. С меткой преступника - если вы решили уйти больше в урон/агро набор, а хит уже не нужен.
Оружие:
Одноручное танк: http://www.wowroad.info/?item=34331 / http://www.wowroad.info/?item=44735 ( очень хороша, добывается по кв)
Щит танк: http://www.wowroad.info/?item=37107 / за репутацию Экспедиции орды/Авангарда альянса
Двуручное: http://www.wowroad.info/?item=36962
Одноручное хил: http://www.wowroad.info/?item=44052
Щит хил: http://www.wowroad.info/?item=37061 / за репутацию Экспедиции орды/Авангарда альянса
Тотемы: http://www.wowroad.info/?item=33507 / http://www.wowroad.info/?item=37575[свернуть]79й Хардкор:
Указанный выше Бис лист на 79й легко собирается, и позволяет носить 2 набора для энха и танка. Здесь будет описан Бис лист, если имеется к доступ к походам в БК инсты, и огромное желание выжать максимум из танкования!
Голова http://wowroad.info/?item=42551
Шея http://wowroad.info/?item=45995 (метка победителя)
Плечи http://wowroad.info/?item=34194
Плащи: http://wowroad.info/?item=44188
Чест http://wowroad.info/?item=34228 либо аналог с профы кожевничество
Наручи http://wowroad.info/?item=43131
Руки http://wowroad.info/?item=34343
Пояс http://wowroad.info/?item=44189 или http://wowroad.info/?item=37095
Ноги http://wowroad.info/?item=34168
Тапки http://wowroad.info/?item=30880 / http://wowroad.info/?item=30104
Кольцо N1 http://wowroad.info/?item=45994 (метка победителя)
Кольцо N2 http://wowroad.info/?item=36961 / http://wowroad.info/?item=43306 (если соберется 5% хита)
Трини N1: http://wowroad.info/?item=42341 / http://wowroad.info/?item=44063
Трини N2: http://wowroad.info/?item=40767 / http://wowroad.info/?item=36993
Одноручное танк: http://www.wowroad.info/?item=34331 / http://www.wowroad.info/?item=44735
Щит танк: http://www.wowroad.info/?item=37107
Двуручное: http://www.wowroad.info/?item=36962
Одноручное хил: http://www.wowroad.info/?item=44052
Щит хил: http://www.wowroad.info/?item=37061
Итак в данном шмоте у нас рес, только от двух чарок, 35 реса, что почти 0.4% крит иммуна, а нам необходимо 5% и можно дальше, чуть больше, ибо часто мы будем менять пуху
[свернуть]Чарки и камни
голова: http://wowroad.info/?item=29193
плечи: http://wowroad.info/?item=44957
пояс: http://wowroad.info/?item=41611
ноги: http://wowroad.info/?item=38371
перчатки: http://wowroad.info/?item=38990
спина: http://wowroad.info/?spell=55002
грудак: http://wowroad.info/?spell=60692
наручи: http://wowroad.info/?spell=62256
обувь: http://wowroad.info/?spell=44528 / http://wowroad.info/?spell=44589 / http://wowroad.info/?spell=47901
Камни
Мето: http://wowroad.info/?item=41377 / http://wowroad.info/?item=41396 / http://wowroad.info/?item=41380[свернуть]
В общем по шмоткам и чаркам, одеваемся как в пвп, а ветка по сути, как пвп с двуручем, есть отличие по камням и нонсэту.
Капы на 79й реальные:
151 меткости(5% мили хита), 25(плащ)+34(наручи)+24(кольцо1)+43 (шея)+43(кольцо2)= 169
Экспертиза, тут о капе говорить не стоит, будет плюсом если вы орк.
Крит иммун: 34+46+25+34+34+34+20+15+50 = 292 реса и 43+38 = 81 дэфа, 3.333% и 0.68%, соответственно, это без щита и танко пухи. С танко пухой + щит 0.56% от 64 дэфа.
7. Итог
При всей интересности данного спека шаман не встанет на ровне с другими танками, хотя на 79м будет не так уж далеко от этого. Хотя в сравнение с голыми игроками в зелени, которые стремятся взять 80й и танчат рандомы, вы будете намного выше их. На 80м даже в бисс шмоте дальше цлк 10 об танчить не получится, в гер идти желания нет.
Самым плохим хилом для вас будет шаман рестор, потому, что его щит земли сбивает щит молний и не даёт вам нормально набирать агро. Танчить без напула хантов или рог, можно, только если дд в вашей группе совсем не рвут агро.
Всем, кому понравился данный гайд дерзайте и удачного вам фана. Спасибо за внимание.
8. Используемые источники
http://www.noob-club.ru/index.php?topic=5983.0
http://www.mmohelper.ru/others/kto-s...-speshat-na-p/
http://isengard.ru/index.php?showtopic=39098
9. Видео
Видио ролики с ютуба на которых шаман танк Sharicasmi демонстрирует. как это надо делать, видео с офа во времена Wotlk(3 года назад)
http://www.youtube.com/watch?v=26k4T...yFRkPw&index=4 - Склеп 10, страж льда
http://www.youtube.com/watch?v=Qc7t2...yFRkPw&index=7 - цлк 10 об бой на короблях
http://www.youtube.com/watch?v=pJ-rg...yFRkPw&index=5 -цлк 10 об леди
http://www.youtube.com/watch?v=PjIuM...yFRkPw&index=8 -цлк 10 об ребро
http://www.youtube.com/watch?v=JOCyKbOCmAg - ИК 10об анубарак
http://www.youtube.com/watch?v=1eC_Q...yFRkPw&index=6 - Залы гер
http://www.youtube.com/watch?v=cGk2W...yFRkPw&index=9 -яма гер
http://www.youtube.com/user/sharicasmi?feature=watch - все видео с Sharicasmi в роле танка.