Перед вами руководство по шаману, специализирующемуся на лечении.
Список сокращений:
ИВ — [Исцеляющий всплеск]
ВВИ — [Великая волна исцеления]
ВИ — [Волна исцеления]
ЦИ — [Цепное исцеление], оно же и "чайник"
ЦЛ — [Целительный ливень]
ЩЗ — [Щит земли]
ХОТ — Исцеление со временем
И начнем мы с нововведений дополнения Cataclysm.
Новые способности:
[Высвободить чары стихий] (В действительности мы будем иметь [Вот это]) — новая способность для шаманов. Может быть крайне полезна в отдельно взятых ситуацих,в сочетании с другими способностями, в остальных — аналог ВИ, только моментальный.
[Целительный ливень] — единственный полноценных АОЕ каст-хилл шамана. Имеет свои плюсы и минусы. Плюс — почти гарантированно завешивает цели ХОТом [Жизнь земли], неплохо хилит, особенно в сочетании с ЦИ после быстрины. Минусы — большой расход маны, который очень заметен при прохождении случайных подземелий героической сложности на ранней стадии одевания.
[Исцеляющий всплеск] — быстрый, довольно эффективный, но дорогой хилл. Не рекомендую использовать без должной экипировки по любому поводу.
[Великая волна исцеления] — по сути, старая-добрая волна исцеления с новым названием. Часть перечисленных способностей уже была известна нам со времен заката WOtLK,
Так-же еще одно важное нововведение — [Искусность] — очень спорная характеристика. О её роли и значимости мы поговорим позже.
На сегодняшний день наиболее актуальными являются 2 PVE билда, приведенные ниже:
[3/5/33] — С Теллурическими потоками.( p.s Если вы найдете время, чтобы покидаться Молнией, то берите. Возвращает не так уж много маны. Шанс промахнуться и долгое время произнесения заставляют задуматься. Я бы не советовал выбирать его, но дело за вами.)
[3/7/31] — билд с волком, без токов. ( Увеличивает скорость передвижения на 15% и делает заклинание Призрачный волк мгновенным. Получается неплохая способность, чтобы быстро сделать ноги из любой вредной штуки на земле.)
cам я использую билд с волком ... а какой использовать - решать вам :)
Существуют вариации талантов со взятыми шоками, меткостью, а так — же модификации без диспелла. Их мы рассматривать не будем, так как они весьма специфичны, они подбираются под свой стиль игры и конкретный энкаунтер.
Символы
Основные
1. [Символ быстрины]
2. [Символ водного щита]
3. [Символ оружия жизни земли]
4. [Символ щита земли]
Это основные символы, имеющие строго определенное применение в рестор ветке. Комбинации символов нужно подбирать под себя, в зависимости от вашего стиля игры, и вашей роли в группе/рейде. Я использую комбинации символов в зависимости от конкретного босса, но в основном это 1+3+4 или 1+2+3.
Большие
На сей раз Blizzard решил не гонять нас по кругу, и не оставляет выбора:
[Символ волны исцеления]
[Символ цепного исцеления]
[Символ тотема исцеляющего потока]
Многие для понижения входящего урона используют [Символ тотема каменного когтя].
Малые
Играют роль косметического апгрейда, я использую:
[Символ хождения по воде]
[Символ перерождения]
[Символ астрального возвращения]
После того, как Вы определились с талантами и символами, стоит рассмотреть характеристики, которые будут для нас лучшими друзьями.
Характеристики:
Основной характеристикой шамана-рестора является интеллект. Он дает нам:
а) увеличение максимального количества маны. Больше маны — больше сможем произнести заклинаний.
б) увеличение шанса критического удара — что не может быть плохо.
в) МП5 (примерное соотношение 5/1) — без него никуда.
Помимо интеллекта есть еще 4 важных параметра: дух — дает нам МП5 (примерно 2/1), рейтинг скорости, рейтинг критического удара, рейтинг искусности. Вполне естественно, что для хила основным дополнительным параметром будет дух, а вот какой из рейтингов повышать? Тут есть, да-да, 3 варианта.
Скорость
Упор на данный рейтинг позволит нам быстрее произносить заклинания, увеличит скорость тиков ХОТов оружия жизни земли и Целительного ливня, что приведет к увеличению их количества. На старте Cataclysm во многих гайдах утверждали что упор на рейтинг скорости даст нам.... быстрый манаслив! Не верьте этому. Основное место в вашей ротации отныне занимает ВИ, которая почти не ест ману, и чем быстрее вы ее произносите, тем реже вам придется затыкать просаженных членов группы ИВ и ВВИ.
Рекомендую вам делать упор именно на этот рейтинг в начале вашего нелегкого пути.
Крит
Ну с ним в общем-то все ясно. Больше критов — больше хила. Так-же критические эффекты наших заклинаний восполняют нам ману с помощью [таланта] Однако даже лучшая экипировка на данный момент не позволит нам поднимать одновременно несколько рейтингов.
Искусность
Характеристика, которая вызывает ожесточенные споры. Одни говорят что без нее никуда, другие — что она бесполезна. На самом деле и то, и то -правда. Она начинает работать по мере уменьшения ХП вашей цели исцеления. К сожалению не всегда корректно. Бывает, в танка с недостатком хп 30-40к влетают криты по 60-70к+, а с 20к хп — критует по 40к. С чем это связано — не объяснимо. Однозначно можно сказать, что поддержание искусности на уровне 30-35% вам не принесет абсолютно никакого вреда, тем более что эта цифра набирается сама собой, без перековки, чантов и камней.
Сейчас искусность шаманов явно хромает на обе ноги, но Blizzard обещает ее исправить и улучшить. В частности ее влияние распространится на ХОТы шаманов, что даст приличный бонус к хилу.
Чанты, камни, перековка
Думаю стоит уделить немного внимания данному разделу.
Камни
Мы имеем три цветовых гнезда. В каждое из них можно вставить камни нескольких цветов.
1. Красные — оранжевые, фиолетовые, красные.
Рекомендую:
а) [Очищенное око демона]
б) [Сверкающий инфернальный рубин]
2. Синие — фиолетовые, зеленые, синие.
а) [Искрящийся морской сапфир]
б) [Очищенное око демона]
3. Желтые — оранжевые, зеленые, желтые
[Тревожный угасающий топаз]
Метасокеты
а) [Угасающий мглистый алмаз]
б) [Оживляющий мглистый алмаз]
Наложение чар
Приведены из дополнения Cataclysm:
Голова: [Магический знак Хиджала]
Плечи: [Великое начертание заряженного магнита]
Плащ: [Чары для плаща — интеллект II]
Грудь: [Чары для нагрудника — дух II], [Чары для нагрудника — все характеристики IX]
Наручи: [Чары для наручей — дух VII], [Чары для наручей — интеллект V]
Перчатки: [Чары для перчаток — ускорение II]
Ноги: [Усиленная призрачная чародейская нить]
Ступни: [Чары для обуви — ускорение]
Оружие: [Чары для оружия — песня сердца], [Чары для оружия — силовой поток], [Чары для предмета в левой руке — интеллект]. (Предполагается что Вы будете использовать комбинацию щит+оружие)
Это основные чанты, которые рекомендуется использовать.
Перековка
Что и во что перековывать — зависит от ваших предпочтений. Если хотите быстро кастовать , перековывайте в хаст. Хотите больше критов — в крит. Но что перековывать?
Рассмотрим приоритеты характеристик:
1) Дух
2) Крит/Хаст
3) Искусность
Следовательно получаем основные правила:
— если на вещи нету духа, но есть искусность+ крит или искусность+скорость — смело перековываем искусность в дух
— если на вещи нету духа, но есть крит+ скорость — перековывайте в дух характеристику , которую вы считаете менее важной
— если на вещи присутствует дух и искусность — перековывайте искусность в необходимую характеристику
— если на вещи дух и скорость/крит — лучше оставить все как есть, но можно заменить крит на скорость, или наоборот, на ваше усмотрение.
Экипировка
Предметы экипировки необходимо подбирать из кольчуги. Не рекомендую брать вещи без духа в начале освоения рандомов, даже если на них чуть больше интеллекта, иначе вам может это отозваться в виде скоротечного слива маны.
Крафт:
Если есть возможность — приобретите себе крафтовый щит у кузнеца [Элементиевый щит бури].
Вы инженер? Скорее сделайте себе [Заряженные биооптические защитные очки].
Эти предметы прослужат очень долго.
Отдельным вопросом являются крафтовые вещи из кожевничества — они не имеют духа. Одевать их, или нет — ваш выбор.
Репутация
Начиная зарабатывать репутацию, первым делом купите себе [Гербовая накидка Служителей Земли]. Позже вы сможете приобрести [Сапоги целителя земли] На мой взгляд лучшие ботинки 359 уровня.
Потом можете обратить свой взор к :
а) Клану Драконьей пасти — [Желтая дымчатая подвеска].
б) Теразан — [Великое начертание заряженного магнита]
в) Стражам Хиджала — [Магический знак Хиджала], [Набедренники заповедной природы] — если у вас все еще нету достойной вещи для данного слота.
Ротация способностей
С момента выхода дополнения Cataclysm прошло уже довольно много времени, и многие, кто играли до заката WOtLK, начали возвращаться в игру. Возвращение в игру обещает много интересных вещей, а так же множество трудностей. Особенно эти трудности касаются целителей всех классов. Ведь ротация их способностей претерпела множество изменений и нововведений. Не являются исключением и шаманы.
Думаю многие сталкивались с такой проблемой: до 80ого уровня мы хилим участников группы ВВИ, ИВ, быстриной, и периодически ЦИ. Вы почти не беспокоитесь за свою ману — она быстро восстанавливается и вы часто про неё забываете. Но как только вы переступаете за порог 80 уровня, Вы начинаете иногда (а может быть и часто) ощущать недостаток маны. Самое жуткое обострение ждет вас после 83 уровня, когда маны начинает хватать на 1 пак, при том что вы почти не уделяете внимания группе, а еле-еле успеваете отхиливать танка.
Повезет, если вы попадете на твинков уже бывалых рейдеров, особенно хилов. Они понимают вас, потому как сами не так давно через это прошли. Поэтому постараются вам помочь — объяснят, что паки мобов нужно контролировать (хотя раньше все паки с легкостью убивались без данного аспекта), подскажут как можно сократить время прохождения подземелья. Возможно даже объяснят чем и как хилить.
Чем, как, и когда?
Основными способностями для исцеления союзников должны стать [Быстрина]+[Волна исцеления], [Быстрина]+[Цепное исцеление]
"А что же делать с остальными способностями?" — можете спросить Вы. Не беспокойтесь, они тоже будут иметь место для применения, но отнюдь не всегда.
Поговорим о каждой из них в отдельности:
[Исцеляющий всплеск]
На стадии героических подземелий рекомендую вынести с панели [Исцеляющий всплеск].
Когда вы начнете заного изучать ротацию в Cataclysm, эта способность будет все время манить вас использовать её, а заодно довольно быстро оставит вас без маны.
[Великая волна исцеления]
Вместо [Исцеляющий всплеск], если уж сложилась такая ситуация, что нужно отхилить танка на большое количество здоровья, рекомендую использовать [Быстрина]+[Великая волна исцеления].
[Цепное исцеление]
В начале вашего пути оно может показаться вам не очень эффективным (а скорее очень не эффективным, да и вообще бесполезным), на самом деле это не так. Для его использования рекомендую всегда поддерживать минимум на 2 целях заклинание [Быстрина]. Как правило это танк, и один из ДД ближнего боя. Почему именно они и именно Танк+ДД? Объясню:
— во первых, талант [Благословение природы], в сочетании с бонусом для цепного исцеления от [Быстрина] позволит нам лечить через танка эффективней. ( у всех танков есть талант, аналогичный [Божественность]. Вы ведь всегда держите на танке [Щит земли] ? :)
— во вторых, основную часть урона почти всегда получают танк и ДД ближнего боя. Поддерживая на них быстрину, вы всегда сможете моментально отреагировать на получение ими урона, и исцелить их на максимальное количество здоровья.
[Целительный ливень]
Годами компания Blizzard учила нас, что все что светится, горит, капает на землю — плохо. Переубедить в этом людей получается порой только к началу освоения нового рейдового контента. Способность, которая может нам как помочь, так и навредить. Она ест много маны, но и хилит довольно эффективно. Используйте ее очень продуманно, и только в том случае, когда вы уверены, что вскоре нужно будет хилить всю группу, и ей не нужно будет передвигаться.
Общие советы
Всегда поддерживайте на танке [Щит земли].
Поддерживайте заклинание [Быстрина] на максимальном количестве целей.
Не спамьте [Исцеляющий всплеск].
Если не испытываете больших проблем с маной, или в группе есть паладин, то всегда используйте [Тотем исцеляющего потока]
P.S. Ротация использования спелов описана для групповых подземелий. К моменту набора 346+ уровня вещей, вы полностью освоите механику шамана-целителя, и не будете испытывать особых проблем. Удачи вам в освоении контента!