[Гайд 3.3.5a] Шаман - Исцеление (Shaman - Restoration)
Содержание:
- Глоссарий
- Роль в рейде
- Раса
- Таланты и символы
- Характеристики и капы
- Чары и камни
- Химия и еда
- Профессии
- Best in slot(BiS)
- Пререйдовая экипировка
- "Как хилить-то?"
- Макросы
- Аддоны
- Благодарности, копирайты
Глоссарий
Скрытый текст
Рестор(англ. Restoration) - исцеление
Хпс (англ. heal per second) - среднее количество исцеления, которое вы делаете за одну секунду
Каст(англ. caste) - произнесение заклинания
Хаст(англ. haste) - рейтинг скорости
СП(англ. spell power) - сила заклинаний
МП5 - восстановление маны раз в 5 секунд
Рост/БЛ - Жажда крови/Героизм
ХВ(англ. healing wave) - Волна исцеления
ЛХВ(англ. lesser healing wave) - Малая волна исцеления
Чайник/CH(англ. chain heal) - Цепное исцеление
Репленишмент (от англ. replenishment) - восполнение(чаще всего маны)
Бафф(англ. buff) - положительный эффект
Оверхил(англ. overheal) - избыточное исцеление
Абсорб(англ. absorb) - поглощение
АоЕ(англ. аrea of еffect) - массовый урон по какой-то площади
КД/Кулдаун(англ. cooldown) - время восстановления способности, заклинания
ГКД - (англ. global cooldown) - время восстановления, которое начинается каждый раз, когда вы творите заклинание и влияет на все ваши заклинания(1.5 сек по умолчанию)
Гир(англ. gear) - экипировка
BiS(Best in slot) - лучшая возможная вещь в данный слот
[свернуть]
Роль в рейде
Рестор шаман - незаменимый хил в рейде. Основная зона его отхила - прилетевший сильный урон по нескольким участникам рейда(массовый хил). Но это не значит, что шаман не сможет прохилить танка в нужный момент. Я бы сказал: шаман - универсальный хил. Так же его тотемы и БЛ - баффы всему рейду, которыми обладает только данный класс.
Раса
За Орду доступно 3 расы для шаманов:
-Таурен (дополнительный стан на 2 сек - почти бесполезный в PvE)
-Тролль (дает 20% скорости на 10 сек - хороший бонус для рестор шамана)
-Орк (дает 163 СПД на 15 сек - не СП, а именно СПД; вывод - в ресторе толку 0)
Наш выбор - Тролль.
За Альянс доступна только 1 раса - Дреней.
Таланты и символы
Вот стандартный билд, который советую я.
Но если вы уверенны, что с вами в рейде будет холиприст или ршам с вкачанными Исцелением предков, можно 2 таланта перекинуть с Исцеления предков в Оружие стихий(+45 СП) и 1 талант в Очищения духа. Если любите "наркоманить" с Бизури - можно убрать талант с Оружие стихий и закинуть в Сосредоточение шамана.
Для РС 25хм советую ТАКОЙ билд(вкачиваем Улучшенный призрачный волк, быстрее перемещаемся;ну и Очищения духа для диспела проклятий).
Среди больших символов есть 2 обязательных:
. Третий берем на выбор из:
- Символ волны исцеления(там где важно одновременно отхиливать и себя и таргет - взлет Ланатели, Валитрия)
- Символ тотема исцеляющего потока(более универсальный)
- Символ оружия жизни земли(лучше предыдущих на Тухлопузе, Профессоре, Синдрагосе, Ланателе)
Символ малой волны исцеления и Символ хозяина вод могут быть полезны при более слабом гире.
Остальные символы даже не рассматриваем.
Из малых символов хотелось бы выделить один действительно нужный: Символ водного щита. Я бы еще советовал Символ обновленной жизни, а то часто бывает, что реги забываем купить. Третий берете смело, какой душа пожелает.
Характеристики и капы
Хаст.
Характеристика, увеличивающая хпс путем уменьшения времени, затрачиваемого на 1 каст. Самая большая отдача на хпс из всех статов, но рост хпс сопровождается увеличением затрат маны.
Существует софткап рейтинга скорости - 1269 ед. (38.7%)(пока ауры совы и ретрика стакаются - 1136 ед.). Софткап скорости – это количество рейтинга скорости заклинаний, необходимое для того, чтобы уменьшить ГКД с 1,5 сек до 1 сек (ГКД не может быть ниже 1 сек). Называется же это софткапом (англ. soft – мягкий), потому что увеличение скорости сверх этого порога будет уменьшать время кастов более долгих заклинаний, таких как Цепное исцеление.
Но это не значит, что после набора 1269 ед.(1136 ед.) хасты, она будет бесполезна или менее полезна, чем другие статы.
Хардкап рейтинга скорости для рестор шамана (англ. hard – жесткий) – это количество рейтинга скорости заклинаний, необходимое для того, чтобы уменьшить время каста чайника с 2,5 сек до 1 сек. При нынешней механике хардкап недостижим (свыше 4000 рейтинга скорости без БЛ).
Немножко теории
Формула рассчета рейтинга скорости: NewCastTime = [ OldCastTime / ( 1 + HasteRating/3278 ) ]
Если есть баффы на хаст, типа тотема шамана, ауры совы/ретрика, они перемножаются вместе со знаменателем.
OldCastTime – базовое время каста заклинания (2,5 сек для чайника);
NewCastTime – время каста заклинания с учетом увеличения скорости каста заклинания;
HasteRating – рейтинг скорости.
Кому лень считать:
[свернуть]
СП.
СП - она же Сила заклинаний. Вторая по приоритету характеристика. Тут все просто - СП увеличивает хпс путем увеличения общего исцеления за 1 каст. Гемиться в неё не стоит, потому что 1 ед. хасты > 1 ед. СП(не путаем с тринькетами, где есть 2 нужных стата - манареген+СП).
Рейтинг крита.
Как и СП, увеличивает хпс за счет увеличения исцеления на 1 каст, а также увеличивает реген маны с таланта Улучшенный водный щит. Минус - наименьшее среди трех перечисленных статов влияние на хпс. Гемиться в него не стоит, собирается шмотом.
Мп5.
Мп5 - лучший стат в плане регена. Не дает прямого влияния на хпс путем увеличения исцеления на 1 каст или уменьшения времени на него. Однако участвует в образовании хпс путем обеспечения регена маны. Отсутствие доп. влияния на хпс делает 1 ед. Мп5 менее привлекательнее, чем 1 ед. крита.
Интеллект.
Увеличивает 3 из 4-х основных статов, образующих хпс(10 интеллекта даёт нам 165 маны, 1.8 силы заклинаний и 3.3 рейтинга крита с учетом Благословения королей и Знания предков). Однако увеличение довольно незначительное, что делает его 5 по важности статом.
Все остальные характеристики не влияют на хпс, поэтому их даже и не будем рассматривать.
Чары и камни
Чары:
Голова - Магический знак пылающих тайн
Плечи - Великое начертание бури
Плащ - Чары для плаща - скорость II
Грудь - Чары для нагрудника - все характеристики VII
Запястья - Чары для наручей - сила заклинаний III
Перчатки - Чары для перчаток - сила заклинаний II
Пояс - Извечная поясная пряжка
Штаны - Сапфировая чародейская нить
Ступни - Чары для обуви - ледопроходец/Чары для обуви - живучесть клыкарра
Оружие - Чары для оружия - сила заклинаний III/Чары для оружия - всплеск чар
Щит - Чары для щита - интеллект II
Камни:
Мета: Оживляющий алмаз небесного сияния/Провидческий алмаз землеправителя
Если вы выбрали особый камень Оживляющий алмаз небесного сияния, то вставляем в Голову и еще в одно красное гнездо(в шмотку, где красное+желтое гнезда и бонус +7 СП) камень Тревожный аметрин.
Если вы выбрали особый камень Провидческий алмаз землеправителя, то вставляем в Голову камень Тревожный аметрин и еще в одну шмотку(где синие+желтое гнездо и бонус +7 СП) Усиленное Око Зула.
Все остальные гнезда забиваем Мягким царским янтарем - фул хаст гемминг.
Химия и еда
Настой - Настой ледяного змея.
Если нету, как альтернатива Эликсир молниеносности/Эликсир смертельных ударов+Мощный эликсир разума.
Советую всегда иметь при себе Рунические флаконы с зельем маны/Рунические наборы для инъекций маны(если вы инженер).
Еда - Стейк из королевского ската/Пережаренное мясо ворга/Синяя медуза с пряностями. На крайний случай - Рыбный пир.
Профессии
Я бы советовал Ювелирное дело(бонус - 3 камня на +34 хасты = +42 хасты) и Инженерное дело(бонус - чары на перчатки, чары на ступни, на спину чарить Пружинистую паутинку не нужно, +23 хасты лучше).
Вместо Инженерного дела можно взять Кузнечное дело(бонус - +40к хасте).
Остальные профессии дают не очень хорошие бонусы для рестор шамана(СП, стамину, проковое СП, крит и тд.), поэтому за них и не буду вспоминать.
Best in slot(BiS)
Одна из двух самых интересных и сложных в написании часть гайда. Знаю, будет много "холиваров" на тему BIS-шмота. Я тут напишу свое субъективное мнение. Поскольку в некоторые слоты есть по 2, а то и 3 возможных варианта шмота, то я сначала покажу "костяк", то есть шмот, который в любом случае будет в BiS-комплекте, не зависимо от рейда и босса.
Голова - Освященный головной убор ледяной ведьмы
Шея - Багровое колье Кровавой королевы
Плечи - Освященный наплеч ледяной ведьмы
Спина - Плащ горящего заката
Грудь - Освященный мундир ледяной ведьмы
Запястья - Наручи пылающей ночи/Наручи астрального беглеца
Пояс - Раздвоенный пояс
Ступни - Сапоги исследователя чумы
Щит - Сила тлеющей стали
Кольцо - Перстень постепенной регенерации
Осталось разобраться с оружием(Королевский скипетр Теренаса II, Вал'анир, молот древних королей, Травма), тринями(Светящаяся сумеречная чешуя, Счеты Алтора, Утешение павших, Обугленная сумеречная чешуя, Объект из другого измерения), тотемом(Тотем успокаивающих приливов, Тотем бушующего моря, Тотем расколотого льда Бизури), перчатками(Освященные боевые рукавицы ледяной ведьмы, Грязные хирургические перчатки, Перчатки изменчивости), штанами(Поножи паутины смерти, Освященные набедренники ледяной ведьмы) и кольцом(Перстень стремительного восхождения, Пепельное кольцо безграничной мудрости, Второй перстень-печатка Валанара).
Теперь я постараюсь показать, на каком боссе(ЦЛК и РС) что из шмота будет лучше.
Самый стандартный по мне комплект шмота, много хасты, достаточно много крита, СП, минимум Мп5. Для большинства боссов ЦЛК. Из-за малого количества Мп5 можете испытывать проблемы с маной при боях с Королем-Личом, Халионом, Валитрией(если вы на рейде, а не собираете стаки по порталам), Ланателью, Профессором; так же при неполноценном рейде(без рпала, шп, рдру). Комплект с достаточным количеством Мп5 для очень долгих боев(Лич, Халион), теряем немного остальных статов, но становимся более резиновыми в плане маны. Имеем 269 Мп5 плюс 8 стаков от Утешения павших - это еще+18*8=144. В итоге имеем 413 Мп5. Валанир или Теренас - на выбор, я все время их меняю в бою, в зависимости от кол-ва хилов, входящего урона и фазы. Комплект для боссов, где часто тикает АОЕ-урон (Ланатель, Синдрагоса, Профессор). Стараемся взять побольше СП(больший отхил от хот), крита(хоты чаще вешаются на рейдеров) и немножко увеличить Мп5(все-таки достаточно долгие, требующие побольше прихода маны, бои). Берем такую связку Перчатки+Штаны, потому что получаем чуть больше СП, крита и Мп5, жертвуя немного хасты. Берем кольцо за репутацию и Теренас. Иногда советую в бою менять оружие на Валанир(взлет Ланатели, взрыв зеленого слизня на Профессоре). Хотелось бы отдельно выделить захил Валитрии, собирая стаки в порталах. Минимизируем Мп5(оно не нужно из-за увеличенного регена маны под стаками), максимизируем хаст, СП, крит. Абсорб от Валанира там неуместен, поэтому одеваем Теренас, тотем на Быстрину(по кд ею разгоняем каст волны, пока собираем стаки, себя подхиливаем), берем РДД чешую(по мане не сядем от большого количества хасты, а Счеты там много не нахилят). Одним словом сет для "наркоманов". Максимум хасты, теряем много СП, крита, мп5. Тут у нас будут точно проблемы с маной, поэтому чарим на оружие Всплеск чар. Заводим 2 личных друида для залива маны, ДЦ для Придания сил, кидаем ОШ(берем кольцо с Совета, для меткости+хаст - отличный вариант для "наркоманов") для поддерживания бафа на +220 хасты от тотема, запасаемся кучей банок на ману и получаем максимум хпс.
Хочу добавить, если вы уверенны на 100%, что будете весь бой поддерживать на себе 3 стака бафа от Тотема бушующего моря, можете носить его.
Как видите, я Травму вписал в лучшее оружие, но ни одного сета с ней не показал. Я не вижу смысла хилить с ней весь бой. Советую одевать на перебежках(переход между фазами на Личе, Синдрагосе, Гниломорде) и потом обратно менять на Теренас/Валанир.
Пререйдовая экипировка
В этом пункте я не буду кидать ссылки на всевозможный шмот или делать 100500 комплектов на Chardev. Перед каждым боссом/трешем вы сами должны одеть по возможности такой шмот, чтобы у вас хватило маны и чтобы под конец боя её было как можно меньше. Это называется - "чувствовать" своего шамана. Как только апнули 80-й уровень, стараемся набрать шмотом побольше хасты, СП, крита. Так как бои в 5-ках не сильно долгие, с маной проблем не должно быть. Не жалейте голд на камни(по началу +16 хасты - вполне нормально), чарьте шмот. Не берите шмот "на ГС", если там есть не нужные характеристики(дух например). Не стоит собирать хиловский сет т9 из-за плохого бонуса. Я бы советовал взять лучше т9 шапку и плечи на элема(хаст+крит+СП). Для начала можно взять некоторые из PvP-шмоток с хастой, если нету достойной PvE замены. Собирайте голд на крафт Тапки и Штаны, как видите штаны являются BiS, тапки немного хуже BiS-овых. Не тратьте лед на тотем, старайтесь собрать 4т10, там очень хороший бонус. Ну и стремитесь к тем BiS-комплектам, которые я навел выше.
"Как хилить-то?"
Самый интересный и сложный для меня пункт.
Во-первых, перед любым боем на вас должен висеть один из щитов(в 99% это Водный щит(это основной источник вашего манарегена благодаря таланту Улучшенный водный щит), и очень редко это Щит земли(если вы не уверенны в навыках игры танка или его нету)), зачарено оружие Оружием жизни земли, стоять 4 правильно подобранных тотема(в зависимости от наличия того или иного класса и спека в группе/рейде), быть по максимуму баффов(каска, крест, лапа, интеллект, желательно настой/эликсир, еда, банки на ману в сумке) и полный запас маны.
Во-вторых, всегда на ком-то должен висеть Щит земли (в 95% случаев это Танк; в 3 % случаев - это топ дд, который постоянно рвет агро; и в 2% - это вы(когда знаете, что вас может что-то убить)).
Начинается бой. Спамим чайник(стараемся не кидать по одиночным целям), благодаря талантам и бонусу 4т10 на рейд развешиваются ХОТ-ы. По кд используем Быстрину на просевшие цели(для разгона чайника на 25% и активации бонуса 2т10 на 20% скорости каста на 10 сек). Обновляем Щиты по спаду, сильно просевшие цели поднимаем Волной исцеления. Малую волну исцеления юзать не советую, она по времени кастуется на 0.1-0.3 сек меньше, чем Волна, но хилит в 2 раза меньше(разве что при очень плохом шмоте с малым кол-ве хасты и символом на неё). Не забываем за наши 2 абилки: Природную стремительность и Силу прилива - их используем, когда рейду/группе приходит очень сильный урон и нужно быстро всех захилить. Юзаем рассовую(если Тролль) в тех же случаях. На 70% ставим Тотем прилива маны(чтобы он к концу боя еще откдшился, чтобы поставить его снова). Следим, чтобы тотемы были как можно ближе ко всему рейду. Во время перебежек переставляем тотемы(сначало убираем соответствующим спеллом для возврата маны, потом ставим), обновляем щиты, кидаем быстрину, по нужности юзаем тринькеты. Запомните, главное правило ршамы- ВСЕГДА что-то кастовать(80% случаев - Цепное исцеление). Шаман, который стоит и ждет входящего урона НИКОГДА не покажет хороший результат в отхиле. Если видим, что подсели по мане, просим Озарение у Друидов, Гимн у Пристов, юзаем Банки на ману, ставим Тотем прилива маны. Если необходимо, диспелим Болезни, Яды Оздоровлением и Проклятие(если вкачано Очищение духа).
Макросы
У рестор шамана не так много макросов, которые действительно сильно упростят наши задачи.
Напишу несколько, которые считаю все же необходимыми.
Макрос на использование сразу 2-х абилок:
Макрос на сбивание каста по фокусу:Код:#showtooltip Природная стремительность /stopcasting /cast Природная стремительность /cast Сила прилива
Макрос на смену оружия (можно использовать в бою), с тотемами все аналогично:Код:/stopcasting /cast [target=focus] Пронизывающий Ветер
Если у вас профессия Инженерное дело, понадобится макрос на юзание Перчаток:Код:/equip Королевский скипетр Теренаса II /equip Вал'анир, молот древних королей
Если вы используете Тотем расколотого льда Бизури, то понадобится макрос на вешание Огненного шока:Код:/use 10
Суть макроса: когда выделена дружественная цель, то Огненный шок будет атаковать ее вражескую цель. В цели враг - соответственно атакует его.Код:/cast [harm][@targettarget,harm] Огненный шок
Если вы хилите GRID-ом и подобными аддонами, может быть полезен макрос, который вешает Щит земли на цель фокуса:
Код:#showtooltip Щит земли(Уровень 5) /cast [@focustarget] Щит земли(Уровень 5)
Аддоны
Тут не буду описывать все аддоны, которые существуют. Скажу лишь, что я пользуюсь VuhDo(ссылку на скачивание найдете сами). 1 раз настроил и играю с его помощью уже 2+ года.
Советую для рейдеров DBM, HudMap, Decursive(аддон для диспела), TotemTimers(аддон для тотемов), Recount(с дополнением Recount Heal And Guessed Absorbs).
Остальные выбираете на ваш вкус.
Благодарности, копирайты
Хочу выразить огромную благодарность за помощь в написании гайда Bulkin.
Отдельное спасибо Зороастр-у за его рассчеты.
Так же спасибо Зороастр-у, Kre4et-у, Buterbrod-у и другим за полученные мною знания по рестор шаману на этом форуме.
Гайд написан исходя из личного опыта, частичный копипаст гайда с noob-club, использовал некоторые данные из сайта elitistjerks.com.